Конспект урока географии: «Зона субтропиков. Положение на карте» 7 класс Учитель географии и истории: Скорых Н.Е. ОГКОУ Чернцкая школа – интернат 8 вида Цель: сформировать у учащихся представление о зоне субтропиков, учить находить и показывать её на карте. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с особенностями природной зоны, расположенной на юго – западе Черноморского побережья Кавказа, с её климатом, растениями и животными. Продолжить расширять кругозор учащихся об окружающем мире России. Коррекционные: развивать познавательные способности, зрительную память; применять практико-ориентированную деятельность. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к природным зонам нашей страны и бережное отношение к природе. Средства обучения: учебные принадлежности, физическая карта, компьютер, презентация. Ход урока I. Организационный момент. 1.Рапорт дежурного. 2. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня здоровыми и активными. Я надеюсь, что сегодня мы с вами хорошо поработаем на уроке и узнаем много нового и интересного!
II. Повторение пройденного материала. Давайте, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке (Города зоны полупустынь и пустынь) Работа в парах: ответьте коротко на мои вопросы (вопросы на карточках) 1 карточка: Какое значение для развития промышленности городов имеет близость Каспийского моря? 2 карточка: Какие промышленные предприятия находятся в Астрахани? 3 карточка: Перечислите ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства Калмыкии. 4 карточка: Расскажите, что вы знаете о городах Астрахани и Элисте. 5 карточка: Чем города полупустынь и пустынь отличаются от городов лесной зоны? Молодцы, я вижу, вы усвоили материал прошлого урока, и мы можем перейти к новой теме. III. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1. Тема нашего урока: «Субтропики. Положение на карте». Запишите в тетрадь тему урока. Сегодня, мы познакомимся с особенностями природной зоны - субтропиков, её расположением на карте, климатом, растениями и животными. IV. Изучение нового материала. 1. Работа по карте. Слайд 2. Субтропики - это природная зона умеренного пояса. В России зона субтропиков находится на юго-западе Черноморского побережья Кавказа. Обратите внимание на карту. (Учитель показывает положение природной зоны на физической карте). В этих районах большую часть года тепло. Лето жаркое, продолжительное, а зима мягкая, короткая, бесснежная. Температура воздуха даже зимой выше нуля.
Как вы, думаете, воздушные массы какого океана оказывают влияние на климат субтропиков? (На климат побережья влияют воздушные массы, которые приходят с Атлантического океана) Двигаясь над поверхностью океана, воздух увлажняется. Массы воздуха при движении на восток задерживаются высокими горами. Назовите эти горы. (Кавказские) Таким образом, воздушные массы поднимаясь, охлаждаются, и поэтому идут дожди. Осадки выпадают в течение всего года, из – за этого субтропики России называют влажными. Поэтому во влажных субтропиках создаются благоприятные условия для пышной растительности. Слайд 3. Работа с иллюстрациями учебника. Посмотрите на иллюстрации в учебнике на стр. 145. рис.162 «Влажные субтропики» и рис. 163 «В парке». Что можно сказать о растительности зоны субтропиков, судя по иллюстрациям? (Много зеленых деревьев и кустарников). Проблемный вопрос: чем отличается растительность зоны субтропиков от зоны пустынь и полупустынь? (В зоне пустынь растительность скудная, а местами и вообще отсутствует, а в субтропиках она пышная). Молодцы. Обратите внимание, что на склонах гор растут широколиственные субтропические леса. Но сейчас лесов становится меньше, плодородные почвы субтропиков почти все распаханы. Вдоль моря разбивают парки и скверы. Растительность там очень пышная. А вот какие именно растут растения, узнаем из статьи учебника, но сначала выполним физ минутку. Физ минутка. Работа по учебнику. Стр.145, найти описание лиственных растений в парках и скверах. Кто первый найдет, предоставляется право прочитать вслух. (В парках и скверах растут вечнозеленые лиственные растения, привезенные из теплых стран: пальмы, бананы, бамбук, эвкалипт, кипарис, камфорный лавр, пробковый дуб, тунговое дерево, магнолии.) Сейчас я буду демонстрировать эти растения и дам краткую характеристику каждому, а вы у себя в тетради в это время запишите название растения. Слайд 4. Пальмы - не дают плодов в наших субтропиках и не так высоки, как у себя на родине. Этими красивыми растениями украшают парки и сады. Слайд 5. Бамбук – гигантская трава, но по внешнему виду напоминает дерево. Бамбук растет очень быстро, за сутки вырастает на полметра. Высота взрослого растения достигает 40 метров. Слайд 6. Эвкалипты – вечнозеленые деревья, одни из самых высоких растений в мире, часто вырастают до 100 метров. У эвкалипта ценная древесина и листья. Эвкалиптовое масло применяют в медицине как противовоспалительное средство. Слайд 7. Кипарис – вечнозеленое хвойное дерево, имеет высокую, заостренную крону. В основном его выращивают как декоративное растение. Слайд 8. Пробковый дуб – его ствол и толстые ветви к 5 годам жизни покрываются пробковой корой. Ее снимают один раз в 10 лет. Из пробковой коры делают спасательные жилеты, обшивку для подводных лодок, а из крошки – пробки для бутылок. Слайд 9. Магнолии – деревья с крупными темно-зелеными плотными листьями. Цветки у магнолии большие с сильным запахом. Самостоятельная работа с учебником. Стр. 147 найдите в тексте, какие культурные растения выращивают на Черноморском побережье. (Цитрусовые – мандарины, апельсины, лимоны. Выращивают также инжир, гранаты маслины, сливы, табак и другие культуры. Субтропики – единственный район в нашей стране, где выращивают чай.) Решение географической задачи: вы поехали отдыхать на Черное море, и один из ваших друзей...